2025 №3 / Сложности с ИИ: обеспечение безопасного и ответственного использования в образовании

Сложности с ИИ: обеспечение безопасного и ответственного использования в образовании

Авторы: Тоджу Дьюк

DOI: 10.62670/2308-7668.2025.53.3.003

Источник: Выпуск 53, № 3: от 13 октября 2025 г.

Издатель: ЧУ «Центр педагогического мастерства»

Тип документа: Обзорная статья

Аннотация

Появление искусственного интеллекта значительно изменило различные аспекты жизни, в особенности сферу образования. Ученики всё чаще становятся активными пользователями инструментов ИИ, зачастую не осознавая в полной мере вызовы, которые могут представлять эти технологии. В статье рассматриваются такие недостатки ИИ, как льстивость, галлюцинации и предвзятость, проиллюстрированные примерами из реальной практики. Также представлены отдельные приложения ИИ, демонстрирующие многообещающий потенциал в поддержке учителей при интеграции технологий в образовательный процесс. В заключение даны рекомендации, направленные на обеспечение постоянного человеческого контроля за разработкой и использованием ИИ в сфере образования.

Ключевые слова: искусственный интеллект, большие языковые модели, чат-боты, галлюцинации ИИ

Литература

1. OpenAI. (n.d.). ChatGPT. [Electronic resource]. – URL: https://chatgpt.com/
2. Google. (n.d.). NotebookLM. [Electronic resource]. – URL: https://notebooklm.google/
3. Grammarly. (n.d.). Grammarly: AI writing assistant. [Electronic resource]. – URL: https://app.grammarly.com/
4. MagicSchool. (n.d.). MagicSchool: AI for educators. [Electronic resource]. – URL: https://www.
magicschool.ai/
5. Brisk Teaching. (n.d.). Brisk Teaching: Solutions for teachers. [Electronic resource]. – URL: https://www.briskteaching.com/solutions/teachers
6. Duffy, C. (2024, October 30). Teen suicide character AI lawsuit. CNN. [Electronic resource]. – URL: Retrieved September 3, 2025, from https://edition.cnn.com/2024/10/30/tech/teen-suicide-characterai-lawsuit
7. NBC News. (n.d.). Family teenager died suicide alleges OpenAI’s ChatGPT blame. NBC News. [Electronic resource]. – URL: Retrieved September 3, 2025, from https://www.nbcnews.com/tech/tech-news/familyteenager-died-suicide-alleges-openais-chatgptblame-rcna226147
8. Unknown author. (n.d.). [Electronic resource]. – URL: Retrieved September 3, 2025, from https://inlnk.ru/DBJl3k
9. Merken, S. (2023, June 22). New York lawyers sanctioned using fake ChatGPT cases in legal brief.
Reuters. [Electronic resource]. – URL: https://www.reuters.com/legal/new-york-lawyers-anctionedusing-
fake-chatgpt-cases-legal-brief-2023-06-22/
10. Kolkman, D. (2020, August 26). “F**k the algorithm”?: What the world can learn from the UK’s A‑level grading fiasco. LSE Impact Blog. [Electronic resource]. – URL: Retrieved September 3, 2025, from https://blogs.lse.ac.uk/impactofsocialsciences/2020/08/26/fk-thealgorithm-what-the-world-can-learn-from-the-uksa-level-grading-fiasco/
11. Liang, W., Yuksekgonul, M., Mao, Y., Wu, E., & Zou, J. (2023). GPT detectors are biased against non‑native English writers (arXiv preprint, arXiv:2304.02819). arXiv. https://doi.org/10.48550/arXiv.2304.02819
12. TOEFL Resources. (n.d.). Home. [Electronic resource]. Retrieved September 3, 2025, from https://www.toeflresources.com/