2025 №3 / Интеграция технологий и ценностей: развитие цифровой компетентности учеников

Интеграция технологий и ценностей: развитие цифровой компетентности учеников

Авторы: Сейтахметова Жанат Маратовна, Сейлгазинова Асем Мамырбековна

DOI: 10.62670/2308-7668.2025.53.3.011

Источник: Выпуск 53, № 3: от 13 октября 2025 г.

Издатель: ЧУ «Центр педагогического мастерства»

Тип документа: Практическая статья

Аннотация

В статье рассматривается необходимость интеграции ценностного компонента в процесс развития цифровых компетенций учащихся. Авторы представляют результаты внедрения модели цифровых компетенций старшей школы с акцентом на ценности и опыт практической реализации данной модели в рамках внеурочного клуба Upgrade на базе Назарбаев Интеллектуальной школы естественно-математического цикла г. Усть-Каменогорска и сельской опорной школы КГУ «Маркакольская средняя школа №1» Восточно-Казахстанской области. Представлены примеры трёх успешных педагогических стратегий, подтверждающих эффективность ценностно-ориентированного подхода в формировании цифрового гражданства: Teacher Self-Disclosure, Positive Reinforcement и Career Talks.

Ключевые слова: цифровые компетенции, цифровое гражданство, ценности, клубная
модель, педагогические стратегии

Литература

1. Livingstone, S. (2014) Developing social media literacy: How children learn to interpret risky opportunities on social network sites. Communications. The European Journal of Communication Research, 39(3): 283–303.
2. Helsper, E. (2021). The digital disconnect. SAGE Publications Ltd, https://doi.org/10.4135/9781526492982
3. DigComp 2.2: The Digital Competence Framework for Citizens. (2022). European Commission
4. European e-Competence Framework (e-CF). (2021). CEN.
5. Nazarbayev Ziyatkerlik mektepteri oqushylarynyn’ “Adal azamat” birtutas damu tuzhyrymdamasy [The unified development concept of Nazarbayev Intellectual Schools students as “Honest Citizens”] Electronic resource. – URL: https://www.nis.edu.kz/storage/files/01JRA25QZFD0TKXDFWA0W39D1T.pdf