2025 №3 / Интеграция ИИ в образование: использование потенциала и решение проблем

Интеграция ИИ в образование: использование потенциала и решение проблем

Авторы: Жангозин Ануар Канатович

DOI: 10.62670/2308-7668.2025.53.3.001

Источник: Выпуск 53, № 3: от 13 октября 2025 г.

Издатель: ЧУ «Центр педагогического мастерства»

Тип документа: Обзорная статья

Аннотация

В данной статье рассматривается роль ИИ в образовании с акцентом на персонализированное обучение, погружение в виртуальную/дополненную реальность и аналитику данных на основе практических примеров из Назарбаев Интеллектуальных школ. Отмечаются преимущества таких технологий, как повышение уровня вовлечённости студентов и обеспечение инклюзивности обучения, а также рассматриваются технические вопросы, этические проблемы, риски для академической честности, влияние на благополучие и конфиденциальность учащихся, а также пробелы в подготовке педагогов. В статье предложена рамка ответственного внедрения ИИ в образование, основанная на этических принципах и передовом педагогическом опыте.

Ключевые слова: искусственный интеллект, персонализированное обучение, этические
проблемы, академическая честность, благополучие учащихся, подготовка учителей

Литература

1. Bowen, J. A. & Watson, C. E. Teaching with AI: A Practical Guide to a New Era of Human Learning. (2024).
2. Khan, S. Brave New Words: How AI Will Revolutionize Education (and Why That’s a Good Thing). (Penguin, 2024).
3. Diamandis, P. H. & Kotler, S. The Future is Faster than You Think: How converging technologies are transforming business, industries, and our lives. (2020).
4. Gillani, N., Eynon, R., Chiabaut, C. & Finkel, K. Unpacking the “Black Box” of AI in Education. Educational Technology and Society (2023).
5. Wieczorek, M., Hosseini, M. & Gordijn, B. Unpacking the ethics of using AI in primary and secondary education: a systematic literature review. (2025).
6. Mollick, Ethan. Co-Intelligence: Living and Working with AI. (Portfolio/Penguin, 2024).
7. Maslej, N. et al. Artificial Intelligence Index Report 2023. (2023).
8. Larson, E. J. The Myth of Artificial Intelligence: Why Computers Can’t Think the Way We Do. Belknap Press is an imprint of Harvard University Press (2021).
9. Mitchell, M. Artificial Intelligence: A Guide for Thinking Humans. (2020).
10. Briggs, J. & Kodnani, D. The Potentially Large Effects of Artificial Intelligence on Economic Growth. Goldman Sachs (2023).
11. Fitzpatrick, D., Fox, A. (. o. t., Weinstein, B., Chandra, V. A., & Lakhani, P. (2023). The AI classroom: the ultimate guide to artificial intelligence in education. TeacherGoals Publishing, LLC.
12. Yan, L., Greiff, S., Teuber, Z. & Gašević, D. Promises and challenges of generative artificial intelligence for human learning. (2024).
13. Kamalov, F., Santandreu Calonge, D. & Gurrib, I. New Era of Artificial Intelligence in Education: Towards a Sustainable Multifaceted Revolution.H4 (2023).
14. Halimah, A. N. & Abdullah, H. “Student preference towards the utilization of Edmodo as a learning platform to develop responsible learning environments” study. (2022).
15. Biagini, G. Towards an AI-Literate Future: A Systematic Literature Review Exploring Education, Ethics, and Applications. Preprint at (2025).
16. Gouseti, A., James, F., Fallin, L. & Burden, K. The Ethics of Using AI in K-12 Education: A Systematic Literature Review. Preprint at (2025).
17. du Boulay, B. Artificial Intelligence in Education and Ethics. (2023).
18. Mccabe, D. L., Butterfield, K. & Treviño, L. K. Cheating in college: Why students do it and what educators can do about it. (2012).
19. Ghaffary, S. Universities Rethink Using AI Writing Detectors to Vet Students’ Work – Bloomberg. Bloomberg (2023).
20. June, S. & Bu, Q. Ethical Risks in Integrating Artificial Intelligence into Education and Potential Countermeasures. (2022).
21. Beane, M. The Skill Code: How to Save Human Ability in an Age of Intelligent Machines. (2024).