2025 №3 / От потрясения к направлению: руководство для школ по внедрению искусственного интеллекта до 2026 года

От потрясения к направлению: руководство для школ по внедрению искусственного интеллекта до 2026 года

Авторы: Дэн Фицпатрик

DOI: 10.62670/2308-7668.2025.53.3.009

Источник: Выпуск 53, № 3: от 13 октября 2025 г.

Издатель: ЧУ «Центр педагогического мастерства»

Тип документа: Обзорно-аналитическая статья

Аннотация

Стремительное развитие искусственного интеллекта преобразует сферу образования, создавая как значительные возможности, так и серьёзные вызовы для учащихся, учителей и школьных систем. В статье анализируются последствия внедрения ИИ в учебный процесс, включая его влияние на методы преподавания, учебные результаты, академическую честность и равенство. Несмотря на потенциал ИИ в персонализации обучения и снижении нагрузки на педагогов, сохраняются опасения, связанные с распространением дезинформации, предвзятостью, чрезмерной зависимостью от технологий и отсутствием чёткой политики. В условиях растущей потребности в ИИ-грамотности среди педагогов и учащихся особенно важна этичная и ориентированная на человека интеграция данных технологий. Автор призывает к открытому диалогу, обмену стратегиями и осмысленной реализации ИИ, чтобы он стал поддержкой, а не угрозой для качественного образования.

Ключевые слова: ИИ-грамотность, персонализированное обучение, академическая честность

Литература

1. Perset, K., et al, OECD Working Party on AI Governance (AIGO), Audrey Plonk, et al. “Explanatory Memorandum on the Updated OECD Definition of an AI System.” Edited by John Tarver. OECD Artificial Intelligence Papers, 2024. [Electronic resource]. – URL: https://www.oecd.org/content/dam/oecd/en/publications/reports/2024/03/explanatory-memorandumon-the-updated-oecd-definition-of-an-aisystem_3c815e51/623da898-en.pdf
2. Vines, C. “Schools Can’t Do It Alone: Young People Need More Support for Career and Life Preparation, Says New 4-H Survey.” National 4-H Council, October 30, 2024. [Electronic resource]. – URL: https://4-h.org/about/blog/new-4-h-survey/
3. Madden, M., A. Calvin, A. Hasse, A. Lenhart, J. Caldwell, and J. H. N. Fisher. “The Dawn of the AI Era: Teens, Parents, and the Adoption of Generative AI at Home and School,” 2024. [Electronic resource]. – URL: https://www.commonsensemedia.org/sites/default/files/research/report/2024-the-dawn-ofthe-ai-era_final-release-for-web.pdf
4. Johnsrud, B. “Creativity with AI: New Report Imagines the Future of Student Success | Adobe Blog,” January 22, 2025. [Electronic resource]. – URL: https://blog.adobe.com/en/publish/2025/01/22/creativity-with-ai-newreport-imagines-the-future-of-student-success
5. aiEDU. “AIEDU Pulse – AIEDU.” Accessed July 10, 2025. [Electronic resource]. – URL: https://www.aiedu.org/pulse
6. Langreo, L. “‘We’re at a Disadvantage,’ and Other Teacher Sentiments on AI.” Education Week, October 30, 2024. [Electronic resource]. – URL: https://www.edweek.org/technology/were-ata-
disadvantage-and-other-teacher-sentimentson-ai/2024/10?utm_source=nl&utm_medium=eml&utm_campaign=tl&M=11630131&UUID=40d91d5e324d69a35497e467304816d3&T=15285032

7. National Parents Union. “National Parents Union Survey.” Online survey, Survey. Echelon Insights. Echelon Insights, n.d. [Electronic resource]. – URL: https://nationalparentsunion.org/wp-content/uploads/2024/12/National-Parents-Union-December-2024-Survey-Topline-.pdf
8. CDT. “Survey Research on Teacher Experiences,” 2024. [Electronic resource]. – URL: https://cdt.org/wp-content/uploads/2024/03/FINALTeacher-Spot-Poll-Slides.pdf
9. Madden et al., “The Dawn of the AI Era: Teens, Parents, and the Adoption of Generative AI at Home and School.”
10. LinkedIn News. “LinkedIn Skills on the Rise 2025: The 15 Fastest-Growing Skills in the U.S.,” July 4, 2025. [Electronic resource]. – URL: https://www.linkedin.com/pulse/linkedin-skills-rise-2025-15-fastest-growing-us-linkedin-news-hy0le/
11. World Economic Forum. “Future of Jobs Report 2025,” January 2025. [Electronic resource]. – URL: https://reports.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_Report_2025.pdf
12. “AI at Work Is Here. Now Comes the Hard Part,” n.d. [Electronic resource]. – URL: https://www.microsoft.com/en-us/worklab/work-trend-index/ai-at-work-is-here-now-comes-the-hard-part