2025 №2 / Партнёрство во благо образования: создание сети опорных школ

Партнёрство во благо образования: создание сети опорных школ

Авторы: Шамшидинова Куляш Ногатаевна

DOI: 10.62670/2308-7668.2025.52.2.001

Источник: Выпуск 52, № 2: от 15 июня 2025 г.

Издатель: ЧУ «Центр педагогического мастерства»

Тип документа: Обзорная статья

Аннотация

В данной работе рассматриваются особенности образовательной политики различных стран, направленной на обеспечение равного доступа к школьному образованию. Особое внимание уделено проблемам сельских школ в Казахстане. Анализируются
результаты международных исследований качества образования, в частности PISA-2022, которые подтверждают более низкий уровень подготовки сельских школьников по сравнению с городскими. Отмечается комплексная поддержка школ со стороны
образовательных платформ, предоставляющих доступ к цифровым ресурсам. Также затрагивается проблема кадрового дефицита в малокомплектных школах и ограниченные возможности для профессионального роста сельских педагогов. Автором описана модель «Опорная школа – магнитная школа» как возможное решение для усиления образовательного процесса. Приведены результаты проекта, способствующего выравниванию образовательных возможностей школьников.

 

Ключевые слова: малокомплектные школы, опорные школы, неравенство в уровне образования

Литература

1. Kalaoja E., Pietarinen J. Small rural primary schools in Finland: A pedagogically valuable part of the school network // International Journal of Educational Research. 2009. Vol. 48. Issue 2. P. 109–116.
2. Щербакова Е. В. Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар.
науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.).– СПб.: Реноме, 2012. – С. 107–109.
3. Marjolein D. Small School Size and Declining Student Populations in Primary Education. 2014. Part 2.
4. Ефлова З. Б. Сельская школа России на перекрёстке социокультурной модернизации образования // Педагогика сельской школы. – 2019. – № 1. – С. 24–45.
5. Тощенко Ж.Т. Жизненный мир и его смыслы // Социологические исследования. – 2016. – № 1. –
C. 6–17.
6. Амирова Л. А., Антошкин В. Н. Современные исследования социальных проблем. – 2017. – № 9. – Т. 8. – С. 5–24.
7. Сюецзяо И. Китайская сельская малокомплектная школа и её опыт развития // Вестник Московского университета. Сер. 20 / Педагогическое образование. – 2018. – № 4. – С. 31–42.
8. Сорокин П. С., Матюненко Т. А., Попова Т. А. Мониторинг экономики образования. Наци-
ональный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – 2020. – № 27.
9. Цирульников А.М. Социокультурный подход к развитию образования в сельских территориях //
Педагогика сельской школы. – 2022. – № 2 (12). – С. 5–32.
10. OECD (2023), PISA 2022 Results (Volume I): The State of Learning and Equity in Education,
PISA, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/53f23881-en.
11. Шамшидинова К.Н., Жангозин А.К. Механизмы поддержки сельских школ для повышения
качества образования. Методические рекомендации. – Астана, 2024.
12. Lukina A. K. I. R. Peterson, Т. М. Romanuk. Peculiarities of Educational Needs of Rural School
Teachers. Journal of Siberian Federal University, 2010, № 5. Р. 785–792.
13. Отчёт по проекту «Развитие потенциала малокомплектных сельских школ с использованием цифровых технологий». По результатам пилотного проекта в Актюбинской области. – Астана, 2024.