2025 №1 / Исследование психологических особенностей межличностных отношений учителей

Исследование психологических особенностей межличностных отношений учителей

Авторы: Аубакирова Жанат Канашевна, Аюпова Гулбаршын Турагуловна

DOI: 10.62670/2308-7668.2025.51.1.005

Источник: г. Выпуск 51, № 1: от 07 апреля 2025 г.

Издатель: ЧУ «Центр педагогического мастерства»

Тип документа: Исследовательская статья

Аннотация

Данная статья посвящена изучению психологических особенностей межличностных отношений учителей, их влияния на личностное развитие педагогов, а также их роли в создании гармоничной и продуктивной образовательной среды. В статье представлено экспериментальное исследование психологических характеристик личностного развития учителей старших классов с опорой на анализ литературных источников, включая труды отечественных исследователей-психологов. Рассмотрены межличностные отношения учителей – участников эксперимента с использованием методики Т. Лири «Я-реал» в рамках метода «Исследование межличностных отношений». Проанализированы средние значения типов межличностного взаимодействия учителей-участников. Эти данные способствуют лучшему пониманию динамики межличностных отношений педагогов и их влияния на личностное развитие.

 

Ключевые слова: личность, межличностные отношения, психологические особенности, развитие личности

 

Литература

1. Statistical bulletin of the Statistics Committee of the Republic of Kazakhstan. – Astana, 2020. – Volume 1, Ser. 22. – 198 p.
2. Berezhnova E.V. The position of the scientist-teacher and its reflection in the conceptual and terminological apparatus of pedagogy //www.bim-bad.ru/biblioteka. 25.07. 2021.
3. Kraevsky V.V., Berezhnova E.V. Methodology of pedagogy: a new stage. – М., 2022. – 394 p.
4. Kraevsky V.V., Polonsky V.M. Methodology for the teacher: theory and practice. – Volgograd: Change, 2019. – 444 p.
5. Taubaeva Sh.T., Bulatbaeva A.A. On the process of mastering the methodology of research activities // Ethnopedagogy in the education system. – 2008. – № 5. – P. 33–38.
6. Bapaeva M.K., Abeuova I.A., Bapaeva S.T. Personality psychology. - Almaty: Nurly Alem, 2022. – 190 p.
7. Zavalishina D.N. Principle of consistency in psychological research. – М.: The science, 1990. – P. 45.
8. Namazbaeva Zh.I. Psychological problems of the formation of a polycultural personality. – Almaty, 2021. – 168 p.
9. Povarenkov Yu.P. Correlation of constructive and destructive tendencies of development in the process of professional formation of personality // Systemogenesis of educational and professional activity. – Yaroslavl, 2021. – P. 23–32.
10. Fonarev A.R. Psychology of personal formation of a professional. – М., 2005. – 240 p.
11. Kurmanova, A., Kozhayeva, S., Ayupova, G., Aurenova, M., Baizhumanova, B. & Aubakirova, Z.
(2022). University student’s relationship with technology: Psychological effects on students. World Journal on Educational Technology: Current Issues. 14(4), 1225–1233. https://doi.org/10.18844/wjet.v14i4.7743.
12. Yasvin V.A. Training of pedagogical interaction in the creative educational environment. – М.: PI RAO, 1997. – P. 42–48.
13. Slastenin V.A. Pedagogical education: challenges of the XXI century. – М.: Publishing house “Remder”, 2021. – 48 p.
14. Shiyanov E.N. Humanization of pedagogical education: state and prospects. – М.– Stavropol, 2021. – 206 p.
15. Kharcheva V.G., Sheregi F.E. Higher School in the Mirror of Sociology // Sociological Research. – 2020. – № 12. – P. 41–50.
16. Sheryazdanova H.T., Iskhakova E.V. Status of teacher: resources, growth and development of personality. – Almaty: Nur-Print, 2022. – 124 p.
17. Lednev V.S. Content of education: essence, structure, perspectives. – М.: Graduate School, 2021. – 223 p.
18. Sobchik L.N. Methods of psychological diagnostics. – М., 2020. – 46 p.