2025 №3 / Развитие учителей, школ и исследований – подготовка к будущему
Развитие учителей, школ и исследований – подготовка к будущему
Авторы: Коллин МакЛафлин
DOI: 10.62670/2308-7668.2025.53.3.005
Источник: Выпуск 53, № 3: от 13 октября 2025 г.
Издатель: ЧУ «Центр педагогического мастерства»
Тип документа: Исследовательская статья
Аннотация
Подготовка учителей и их непрерывное профессиональное развитие являются ключевыми факторами повышения мотивации педагогов и качества обучения. На основе обширных международных исследований в статье обобщены характеристики эффективного профессионального развития, включающие активное участие, совместное обучение, непрерывность и связь с практикой преподавания и результатами учащихся. Рассмотрены вызовы внедрения и системные условия, способствующие успеху. Эти выводы легли в основу программы NIS/SHARE в Казахстане – трёхлетней инициативы, сочетающей Исследование в действии, наставничество и сотрудничество между городскими и сельскими школами. Первые результаты свидетельствуют о значительных успехах в обучении учителей и улучшении качества школьного образования благодаря подходам, основанным на исследованиях и учитывающим контекст.
Ключевые слова: подготовка учителей, непрерывное профессиональное развитие, программа NIS/SHARE
Литература
1. Alton-Lee, A. (2015), “The Use of Evidence to Improve Education and Serve the Public Good: New Zealand’s Best Evidence Synthesis Programme”, International Teacher Education: Promising Pedagogies
(Part C) (Advances in Research on Teaching, Vol. 22C), Emerald Group Publishing Limited, Leeds, pp. 313–339. https://doi.org/10.1108/S1479-368720150000022017
2. Darling-Hammond, L., Hyler, M. E., Gardner, M. (2017). Effective Teacher Professional Development. Palo Alto, CA: Learning Policy Institute. https://learningpolicyinstitute.org/product/teacher-prof-dev.
3. Schleicher, A. (2016), Teaching Excellence through Professional Learning and Policy Reform: Lessons from Around the World, International Summit on the Teaching Profession, OECD Publishing, Paris.
ISBN 978-92-64-25205-9 http://dx.doi.org/10.1787/9789264252059-en
4. OECD (2019), TALIS Starting Strong 2018 Technical Report, TALIS, OECD Publishing,
Paris, https://doi.org/10.1787/0921466e-en
5. OECD (2021), Teachers Getting the Best out of Their Students: From Primary to Upper Secondary Education, TALIS, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/5bc5cd4e-en
6. Cordingley, P. (2015) The contribution of research to teachers’ professional learning and development. Oxford Review of Education, 2015. Vol. 41, No. 2, pp. 234–252, http://dx.doi.org/10.1080/0305
4985.2015.1020105
7. Cordingley, P., Higgins, S., Greany, T., Buckler, N., Coles-Jordan, D., Crisp, B., Saunders, L., Coe, R. Developing Great Teaching: Lessons from the international reviews into effective professional development. Teacher Development Trust, 2015.