2025 №2 / Позитивное мирное образование в сельских школах: признание самостоятельности учителей в борьбе со структурным и культурным давлением

Позитивное мирное образование в сельских школах: признание самостоятельности учителей в борьбе со структурным и культурным давлением

Авторы: Арыстанбек Айзат Аскарбековна, Сеитова Нурайым Тлеубергеновна, Линн Кай Парментер, Толеу Гульбагира Габитовна

DOI: 10.62670/2308-7668.2025.52.2.005

Источник: Выпуск 52, № 2: от 15 июня 2025 г.

Издатель: ЧУ «Центр педагогического мастерства»

Тип документа: Исследовательская статья

Аннотация

В данной статье рассматривается, как учителя сельских школ разрабатывали и реализовывали проекты по Исследованию в действии в области позитивного мирного образования (PPE) и как их работа способствовала трансформационным изменениям в преодолении прямого, структурного и культурного насилия. Результаты нашего исследования показывают, что сельские учителя обладают высокой способностью и потенциалом выявлять локальные проблемы и неравенства и находить к ним чувствительные к контексту решения. В рамках своих проектов по Исследованию в действии учителя отходили от карательных подходов к более ориентированным на отношения, подвергали сомнению структурные практики, такие как навешивание ярлыков на учеников, и обращали внимание на проявления культурного насилия в школах.
При поддержке исследовательской команды они опирались не на внешние инструкции или требования по реализации национальных реформ, а на собственную инициативу, сильные стороны, ценности и выстроенные отношения. В статье утверждается, что позитивное мирное образование укрепляет субъектность учителей, поскольку позволяет им осознавать и преодолевать формы насилия, ставшие обыденной частью школьной жизни.
Работа демонстрирует, как PPE может служить малозатратным, поддерживающим и чувствительным к контексту подходом к продвижению благополучия, эмпатии, ценностей, справедливости и гражданственности — особенно в сельских регионах, где материальные и кадровые ресурсы ограничены, но при этом высок уровень социального капитала и сплочённости сообщества.

 

Ключевые слова: позитивный мир, субъектность учителя, сельские школы, неравенство в образовании, Исследование в действии

Литература

1. Galtung, J. (1969). Violence, peace, and peace research. Journal of Peace Research, 6(3), 167–191. https://doi.org/10.1177/002234336900600301
2. Harris, I. M. (2004). Peace education theory. Journal of Peace Education, 1(1), 5–20. https://doi.org/10.1080/1740020032000178276
3. Cremin, H., & Bevington, T. (2017). Positive Peace in Schools: Tackling conflict and creating a culture of peace in the classroom. Routledge.
4. Roberts, P., & Fuqua, M. (Eds.). (2021). Ruraling education research: Connections between rurality and the disciplines of educational research (1st ed.). Springer Singapore. https://doi.org/10.1007/978-981-16-0131-6
5. Nurbayev, Z. (2021). Inequality between students of rural and urban schools in Kazakhstan: Causes and ways to address it. Central Asia Program.