2025 №2 / Вдохновляя развитие: роль учителя ведущей школы

Вдохновляя развитие: роль учителя ведущей школы

Авторы: Батырбаева Надия Кадыровна, Завертунова Наталья Николаевна, Малмасова Айнагуль Аманбаевна

DOI: 10.62670/2308-7668.2025.52.2.006

Источник: Выпуск 52, № 2: от 15 июня 2025 г.

Издатель: ЧУ «Центр педагогического мастерства»

Тип документа: Аналитическая статья

Аннотация

Статья посвящена анализу роли педагога как агента изменений в условиях трансформации системы образования Казахстана, особенно в контексте сельских малокомплектных школ. Исследование акцентирует внимание на роли учителя ведущей школы как наставника и организатора сетевого взаимодействия. Представлены результаты эмпирического исследования, проведённого на базе Смирновской школы-гимназии, включающего анкетирование, интервью и анализ документации. Выявлены положительные изменения в педагогических практиках, рост профессиональной уверенности и вовлечённости сельских учителей. Представлена модель педагога – агента изменений, включающая личностно-профессиональные качества, компетенции, лидерские функции, роли, механизмы воздействия и адаптивность. Подчёркивается значимость поддержки учителей в сельской местности и институционализации межшкольного сотрудничества для устойчивых образовательных преобразований.

Ключевые слова: педагог – агент изменений, сетевое взаимодействие, педагогическое лидерство, малокомплектные школы

Литература

1. Концепция развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023–2029 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/edu/documents/details/451747?lang=ru (дата обращения 15.05.25).
2. Michael Fullan The New Meaning of Educational Change. Teachers College Press, 2015.
3. Канай Г., Фрост Д., Закаева Г., Каликова С. Лидерство учителей Казахстана. – Алматы: ИД «Жибек Жолы», 2023. – 268 с.
4. Ainscow, M. Towards Self-improving School Systems: Lessons from a City Challenge. Routledge, 2015.
5. Hopkins, D. System Leadership for Educational Improvement. Springer, 2011.
6. Hargreaves, A., & Fink, D. Sustainable leader- ship. – San Francisco: Jossey-Bass, 2006.