2024 №4 / Отдельные аспекты изучения индекса благополучия детей в Казахстане

Отдельные аспекты изучения индекса благополучия детей в Казахстане

Авторы: Сатанов Арстан Болатович, Абишева Гульнара Абдрахмановна, Кадирова Фарида Мыктыбаевна, Инербаева Карлыгаш Амантаевна

DOI: 10.62670/2308-7668.2024.50.4.004

Источник: г. Выпуск 50, № 4: от 05 января 2025 г. 

Издатель: ЧУ «Центр педагогического мастерства»

Тип документа: Исследовательская статья

Аннотация

Индекс благополучия детей позволяет на постоянной и объективной основе контролировать состояние детей в Казахстане и принимать решения, основанные на показателях. Методология исследования статьи основана на междисциплинарном подходе к анализу количественных и качественных данных и предназначена для оценки интеллектуального, эмоционального и физического благополучия детей. Цель исследования – комплексное рассмотрение состояния интеллектуального, эмоционального и физического благополучия детей в Казахстане. Даются практические рекомендации по обеспечению благополучия детей.

 

Ключевые слова: индекс благополучия детей, качество жизни детей, состояние детей в Казахстане

 

Литература

1. Об утверждении индекса благополучия детей,Распоряжение Премьер-Министра Респу-
блики Казахстан от 1 февраля 2022 года №21-р // [Электрондық ресурс]. – URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/R2200000021.
2. Қазақстан Республикасындағы балалардың әл-ауқатының индексін зерттеуді дайындау
шеңберінде социологиялық зерттеу нәтижелері бойынша Талдамалық есеп – Астана, 2024.
3. «Қазақстан оқушыларының өмір салты факторлары, олардың физикалық, психикалық
денсаулығы мен әл-ауқаты»: Ұлттық есеп /Ж. А. Калмакова, Ш. З. Абдрахманова, А. А.
Адаева, Т. И. Слажнева, С. А. Назарова, К. А. Раисова, Д. М. Шамгунова, Н. А. Сулейманова// Астана – Алматы: ҚР ДСМ Ұлттық Қоғамдық денсаулық сақтау орталығы, 2023. – 121 бет.
4. Қазақстандағы БҰҰ Балалар қорының (ЮНИСЕФ) 2023 жылдық есебі желтоқсан, 2023, 36
б.
5. ҚР ОАМ ағымдағы мұрағаты, 2023.
6. “Zhasandy intelektti damytudyn 2024–2029 zhyldarga arnalgan tuzhyrymdamasyn iske asyru zhospary” «Жасанды интеллектті дамытудың 2024–2029 жылдарға арналған тұжырымдамасын іске асыру Жоспары // [Электрондық ресурс]. – URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/mdai/documents/details/606493?lang=ru (жүгінген күні 21.07.2024 ж.).
7. Strasburger, V. C., Jordan, A. B., & Donnerstein, E. (2010). Health effects of media on children and adolescents. Pediatrics, 125(4), 756–767.
8. Lemish, D. (2007a). Children and television: A global perspective. Oxford: Blackwell.
9. Reeves, B., & Miller, M. M. (1978). Multidimensional measure of children’s identification with
television characters. Journal of Broadcasting, 22(1), 71–86.
10. Signorielli, N. (1990). Children, television, and gender roles: Messages and impact. Journal of
Adolescent Health Care, 11(1), 50–58.
11. Moore, K. A., Vendivere, S., Lippman, C. M., & Bloch, M. (2007). An index of the conditions of children: The ideal and a less than idea U.S. example. Social Indicators Research, 84, 291–331.
12. Greene, M. (1995). Releasing the imagination: Essays on education, the arts, and social change. San Francisco: Jossey-Bass Publishers.
13. Lyons, S. N. (2001). Make, make, make some music: Social group work with mothers and babies together. Social Work With Groups, 23(2), 37–54.
14. Biddle, S. J. H., & Asare, M. (2011). Physical activity and mental health in children and adolescents. A review of reviews. British Journal of Sports Medicine, 45, 886–895.
15. Fedewa, A. L., & Ahn, S. (2011). The effects of physical activity and physical fitness on children’s achievement and cognitive outcomes. Research Quarterly for Exercise and Sport, 82, 521–535.
16. Keely, T. H. J., & Fox, K. R. (2009). The impact of physical activity and fitness on academic achievement and cognitive performance. International Review of Sport and Exercise Psychology, 2, 198–214.
17. Trudeau, F., & Shepard, R. J. (2008). Physical education, school physical activity, school sports and academic performance. IJBNPA. [Электрондық ресурс]. – URL: http://www.ijbnpa.org/content/5/1/10.
18. Grossman, J. B., & Bulle, M. J. (2006). Review of what youth programs do to increase the connectedness of youth with adults. Journal of Adolescent Health, 39, 788–799.
19. Балжанова А. М. Волонтерлік қызмет арқылы жастардың белсенді азаматтық ұстанымын
қалыптастыру //Global Science and Innovations 2020. – 2020. – б. 358–360.
20. Нефёдова Н. В. Әлеуметтік-құқықтық жоба жастардың әлеуметтік құзыреттілігін қалыптастыру ретінде (Қазақстан Республикасының Павлодар қаласында спорттық-ойын алаңдары мен корттар құру мысалында) // Ғылым мен білімнің заманауи мәселелері. – 2015. – №. 1-1. – б. 840-840.
21. Жаналина Ш.К. (2018) Жаналина Ш. К. Қосымша білім беру жүйесіндегі аула клубының әлеуметтік рөлі мен жұмыс принциптері // Велес. – 2018. – №. 5-2. – б. 71–75.
22. Dewey, 1938 Dewey, J. (1934/1989). Art as experience. Carbondale: Southern Illinois University Press.