2025 №1 / Сильнее вместе. Междисциплинарное обучение в действии
Сильнее вместе. Междисциплинарное обучение в действии
Авторы: Ульрика Султан
DOI: 10.62670/2308-7668.2025.51.1.002
Источник: г. Выпуск 51, № 1: от 07 апреля 2025 г.
Издатель: ЧУ «Центр педагогического мастерства»
Тип документа: Практическая статья
Аннотация
Междисциплинарное преподавание меняет педагогическое образование, наделяя будущих педагогов навыками объединения знаний по различным предметам и разработки динамичных стратегий преподавания в реальных условиях. В современной сложной учебной среде междисциплинарное взаимодействие уже не является чем-то дополнительным – оно необходимо. В этой статье рассказывается о том, как междисциплинарная команда преподавателей в рамках программы подготовки преподавателей высших учебных заведений справляется с этой задачей. Команда, в которую вошли преподаватель искусства, три преподавателя естественных наук и преподаватель технологии, совместно разрабатывала, внедряла и оценивала междисциплинарные курсы, основанные на теории когнитивного обучения и принципах аутентичного обучения.
Описанный случай выходит за рамки простой интеграции предметов – он подчёркивает человеческую сторону междисциплинарной командной работы. Доверие, чёткая коммуникация и общая ответственность являются ключевыми факторами для достижения прогресса. Крепкие отношения в команде помогают педагогам объединить свои знания и опыт таким образом, чтобы повысить эффективность преподавания и вовлечённость учащихся. В статье рассказывается о планировании и проведении междисциплинарных уроков, показывая, как такие стратегии, как концептуальное картирование, обратное проектирование и совместное преподавание, создают более взаимосвязанный и значимый опыт обучения для учеников.
Ключевые слова: междисциплинарное обучение, подготовка учителей, совместное обучение, аутентичное обучение, предметная дидактика
Литература
1. Warkentien, S., Goeking, J., Dilig, R., Knapp, L., & Stanley, R. (2022). Interdisciplinary Education Literature Review and Landscape Analysis. https://www.lucasedresearch.org/wp-content/uploads/2022/04/InterdisciplinaryEducation_LandscapeAnalysis_Final.pdf.
2. Gericke, N., Hudson, B., Olin-Scheller, C. and Stolare, M. (2018): Powerful Knowledge, TransformaLons and the Need for Empirical Studies across School Subjects, London Review of Educa0on: Special Issue on Knowledge and Subject Specialist Teaching, Vol. 16, Issue 3, 428-444. UCL IOE Press. hVps://doi.org/10.18546/LRE.16.3.06.
3. Khasanov, A. A. (2018). Didactic Foundations of Interdisciplinary Connections at Subject Teaching. Eastern European Scientific Journal, 0(6). http://journale.auris-verlag.de/index.php/EESJ/article/view/794.
4. Brown, S.A., Sparapani, R., Osinski, K., Zhang, J., Blessing, J., Cheng, F., Hamid, A., Mehri Bagheri MohamadiPour, Jessica Castrillon Lal, Kothari, A. N., Caraballo, P., Noseworthy, P., Johnson, R. H., Hansen, K., Sun, L. Y., Crotty, B., Yee Chung Cheng, Gift Echefu, Doshi, K., & Olson, J. (2023). Team Principles for Successful Interdisciplinary Research Teams. American Heart Journal Plus: Cardiology Research and Practice, 32(32), 100306–100306. https://doi.org/10.1016/j.ahjo.2023.100306.
5. Golding, C. (2009). Integrating the disciplines: Successful interdisciplinary subjects. https://gened.psu.edu/files/loa__interdisciplinary_course_how_to_guide_gooding.pdf.
6. Derry, S. J., DuRussel, L. A., & O’Donnell, A. M. (1998). Individual and Distributed Cognitions in Interdisciplinary Teamwork: A Developing Case Study and Emerging Theory. Educational Psychology Review, 10(1), pp. 25–56. http://www.jstor.org/stable/23359436.
7. Kodkanon, K., Pinit, P., & Murphy, E. (2018). High-school teachers’ experiences of interdisciplinary team teaching. Issues in Educational Research, 28(4). http://www.iier.org.au/iier28/kodkanon.pdf.
8. Dietl, J. E., Derksen, C., Keller, F. M., & Lippke, S. (2023). Interdisciplinary and interprofessional communication intervention: How psychological safety fosters communication and increases patient safety. Frontiers in Psychology, 14, 1164288. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1164288.
9.
Nancarrow, S. A., Booth, A., Ariss, S., Smith, T., Enderby, P., & Roots, A. (2013). Ten principles of good interdisciplinary team work. Human resources for health, 11, 19. https://doi.org/10.1186/1478-4491-11-19.
10.
Fleet, L. J., Kirby, F., Cutler, S., Dunikowski, L.,
Nasmith, L., & Shaughnessy, R. (2008). Continuing professional development and social accountability: A review of the literature. Journal of Interprofessional Care, 22(sup1), pp. 15–29. https://doi.org/10.1080/13561820802028360.
11.
Vygotsky, L.S. (1978) Mind in society: the development of higher psychological processes. London: Harvard University Press.
12.
Atkinson, R.C. and Shiffrin, R.M. (1968). Human memory: A Proposed System and its Control Processes. In Spence, K.W. and Spence, J.T. The psychology of learning and motivation, (Volume 2). New York: Academic Press. pp. 89–195.
13.
Aynas, N., & Aslan, M. (2021). The Effects of Authentic Learning Practices on Problem-Solving Skills and Attitude towards Science Courses. Journal of Learning for Development, 8(1), pp. 146–161. https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1294983.pdf.
14.
OECD (2024), Education at a Glance 2024: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/c00cad36-en.